Communicative Strategies in Positioning of Socially Unapproved Products

Авторы:
Nikitina Yelena Arkadyevna
Dostoevsky Omsk State University
Vertiprakhova Yevgeniya Olegovna
Dostoevsky Omsk State University

Журнал: Научный диалог

Номер: 11(59)    Год: 2016    Страницы: 76-87

DOI:     УДК:    

Ключевые слова

коммуникативная стратегия  дискурс-анализ  фрейм  слоты  имидж предприятия  

Аннотация

Статья посвящена сопоставлению двух различных коммуникативных стратегий в продвижении продукции алкогольных компаний: одна из них основана на продвижении организации-производителя, а другая - самого продукта. Исследование проведено на примере одной из региональных производственных компаний города Омска и шведской компании «Vin & Sprit». В результате дискурс-анализа имиджевых текстов компаний была проведена реконструкция фреймов, положенных в основу разработки таких текстов. Сопоставительный анализ фреймов, на которые опираются тексты, созданные для продвижения указанных компаний и их продукции, позволил оценить эффективность стратегии позиционирования продукта. Показано, что шведский бренд создается за счет того, что в текстах делается акцент на традиционной рецептуре напитка. Подчеркивается, что это базовое сообщение доводится до потребителя через креативные спецпроекты, и это позволяет компании поддерживать высокую медийную активность. Выяснено, что медиастратегия Ассоциации торгово-промышленных предприятий «Группа «ОША» (город Омск) основана на типичных для дискурса российских промышленных предприятий доминантах: «авторитет руководителя предприятия», «социальная ответственность бизнеса», «устойчивое развитие бизнеса». Авторы приходят к выводу о том, что несмотря на акцентирование положительных ключевых характеристик имиджа компании («высокотехнологичное предприятие», «традиции качества», «постоянно расширяемое производство», «сплоченный коллектив», «внимание к социальным нуждам граждан») такая стратегия менее эффективна. Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ а(р) 16-14-55003 «Медиасфера омского региона: структура, каналы, ценности, новые дискурсивные практики».

Источники

Ошовские вести : газета. - Омск : Ликеро-водочный завод «Оша», 2010-2015.  
Официальный веб-сайт Аbsolut [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.absolut.com/en/products/.  
Официальный сайт Национального союза участников алкогольного рынка (СУАР) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.suar.ru/index.php.  
Официальный веб-сайт «ОША» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.osha.ru/.  
Бодренко М. В. Реклама алкоголя и табака в современной России : история, теория и практика / М. В. Бодренко // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 37. - С. 78-80.  
Глушко Т. Ю. Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции : ключевые особенности и проблемы / Т. Ю. Глушко // Государственное управление. Электронный вестник. - 2014. - № 43. - С. 68-79.  
Глушкова Т. С. Винопитие как фрагмент русской языковой картины мира / Т. С. Глушкова // Личность. Культура. Общество. - Москва, 2009. - Т. XI. - Вып. 1-2. - С. 458-464.  
Дейк Ван Т. А. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / Т. А. Ван Дейк. - Москва : Либроком, 2013. - 344 с.  
Жук А. А. Российский рынок алкогольной продукции : институциональный анализ, выводы, предложения / А. А. Жук, Е. А. Кизилова // Journal of Economic Regulation. - 2013. - № 3. - С. 47-56.  
Минский М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. - Москва : Энергия, 1979. - 150 с.  
Никитина Е. А. О лингвистических методиках в пиарологии / Е. А. Никитина // Язык. Человек. Ментальность. Культура. Ч. 1. - Омск, 2008. - С. 49-54.  
Никитина Е. А. Прикладные аспекты лингвистических исследований : дискурс-анализ имиджа промышленных предприятий / Е. А. Никитина // Вестник СурГПУ. - № 6 (33). - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - С. 134-145.  
Ромашова И. П. Метафорические модели фрейма «Компания» в корпоративных изданиях г. Омска / И. П. Ромашова // Медиаскоп [Электронный журнал]. - 2012.- Режим доступа : http://www.mediascope.ru/node/898.  
Сушненкова И. А. Лингвокогнитивное исследование регионального имиджа : автореферат диссертации … кандидата филологических наук / И. А. Сушненкова. - Омск : Изд. ОмГУ, 2011. - 24 с.  
Ухванова-Шмыгова И. Ф. Методология исследований политического дискурса. Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. Выпуск 3 / И. Ф. Ухванова-Шмыгова, А. А. Маркович, В. Н. Ухванов ; под общ. ред. И. Ф. Ухвановой-Шмыговой. - Минск : Технопринт, 2002. - 360 с.  
Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. - Москва : Прогресс, 1988. - С. 52-92.  

Полный текст статьи

скачать