Приемы формирования критического мышления обучающихся на уроках мировой художественной культуры: опытно-экспериментальная часть

Авторы:
Абышева Надежда Юрьевна
Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) ТюмГУ в г. Тобольске
Гауч Оксана Николаевна
Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) ТюмГУ в г. Тобольске

Журнал: Научный диалог

Номер: 11(59)    Год: 2016    Страницы: 364-374

DOI:     УДК:    

Ключевые слова

критическое мышление  методический прием  инсерт  кластер  проблемный вопрос  critical thinking  teaching idea  insert  cluster  problematic question  

Аннотация

Рассматривается проблема формирования критического мышления старшеклассников в современной общеобразовательной школе, напрямую связанного с уровнем интеллектуального развития выпускников. Авторы указывают на необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы с учетом возрастных особенностей обучающихся и принципа метапредметности, который позволит не только повысить уровень развития критического мышления обучающихся, но и повлиять на их мотивацию к обучению. Актуальность данного подхода определяется требованиями федерального образовательного стандарта относительно сформированности метапредметных результатов обучения. Изложены результаты эксперимента по внедрению методики формирования критического мышления учащихся 11 класса на уроках мировой художественной культуры, в основе которой лежат параллельное формирование языковых и изобразительных образов при работе с артефактами художественной культуры. Продемонстрированы методические примеры, направленные на формирование критического мышления в рамках уроков мировой художественной культуры. Представлены этапы эксперимента: на констатирующем этапе произведена оценка уровня развития критического мышления по предметной области подготовки и разработана методика коррекционной работы, на контрольном этапе проведена оценка развитости критического мышления обучающихся с учетом возрастных особенностей. Предложенная методика, по мнению авторов, может быть успешно реализована на уроках истории, обществознания, литературы и других предметах для достижения требований образовательного стандарта к качеству подготовки выпускника общеобразовательной школы.

Источники

Абышева Н. Ю. Компетентностный подход как составная часть личностно-ориентированной парадигмы / Н. Ю. Абышева // Региональное образование XXI века : проблемы и перспективы. - 2009. - № 1. - С. 11-12.  
Данилова Г. И. Мировая художественная культура : программа / Г. И. Данилова. - Москва : Дрофа, 2008. - 70 с.  
Бустром Р. И. Развитие творческого и критического мышления [Текст] / Р. И. Бустром. - Москва : Открытое общество, 2015. - 247 с.  
Бутенко А. В. Критическое мышление : метод, теория, практика : учебно-методическое пособие / А. В. Бутенко, Е. А. Ходос. - Москва : Мирос, 2010. - 173 с.  
Великанова А. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио / А. В. Великанова. - Самара : Профи, 2002. - 92 с.  
Гауч О. Н. Учет психологических особенностей учащихся 11 классов при использовании элементов технологии критического мышления / О. Н. Гауч // Современные научные исследования и разработки : международный электронный научно-популярный журнал. - Москва : Олимп, 2016. - № 7 (7). - С. 241-244.  
Заир-бек С. И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-бек, И. В. Муштавинская. - Mосква : Просвещение, 2011. - 233 с.  
Заир-бек С. И. Критическое мышление / С. И Заир-Бек. - Режим доступа : http://altai.fio.ru/projects/group3/potok.  
Иванова Е. В. Формируя критическое мышление / Е. В. Иванова. - Москва : Смысл - Эксмо, 2011. - С. 21-23.  
Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории : пособие для учителей / И. Я. Лернер. - Mосква : Просвещение, 2011. - 191 с.  
Луценко Е. Л. Адаптация теста критического мышления Л. Старки / Е. Л. Луценко // ВісникХарк. нац. ун-ту імені В. Н. Каразіна. Серія : Психологія. - 2014. - № 1110. - С. 65-70.  
Станиславчик В. К. Технологии развития критического мышления : перспективы их применения в вузе / В. К. Станиславчик. - Москва : НП Центр, РРИЧП, 2014. - 241 c.  
Халперн Д. Психология критического мышления. Серия : «Мастера психологии» / Д. Халперн. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 512 c.  
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. № 413. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70188902/.  
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 31.12.2014 г. № 273. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70188902/.  

Полный текст статьи

скачать