Профессиональный кризис личности педагога: содержание и основные признаки

Авторы:
Садовникова Надежда Олеговна
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Журнал: Научный диалог

Номер: 11(59)    Год: 2016    Страницы: 400-411

DOI:     УДК:    

Ключевые слова

кризис  психотравмирующая ситуация  профессиональный кризис личности  неравновесное состояние  рассогласование ценностно-смысловой сферы личности  crisis  stressful situation  professional identity crisis  nonequilibrium condition  misalignment of axiological sphere of personality  

Аннотация

Рассматривается вопрос о содержании понятия «профессиональный кризис личности педагога». Выполнен обзор работ зарубежных и отечественных исследователей, раскрывающих кризисную проблематику. Установлено, что в зарубежной психологии категория «кризис» в большей степени анализируется в контексте переживания личностью психотравмирующих ситуаций, как явление индивидуальной жизни человека, связанное с нарушением равновесия в системе «бытие-личность». В работах отечественных ученых проблема кризисов и кризисных состояний исследовалась в контексте развития и становления личности. Соответственно, профессиональный кризис и кризисные состояния рассматриваются как процессы, сопровождающие переход с одной стадии развития на другую, вследствие чего возможны личностный рост и обогащение. Автором статьи предлагается под профессиональным кризисом личности понимать длительное неравновесное состояние субъекта труда, вызванное рассогласованием ценностно-смысловой сферы личности и актуализирующее процесс переживания, в ходе которого происходит трансформация личностных подструктур. Автор отмечает, что профессиональный кризис педагога часто связан с рефлексией содержания профессиональной деятельности, а также с актуализацией рефлексии внутреннего мира и социального окружения. В заключение сделан вывод о необходимости дальнейшего изучения психологических особенностей профессионального кризиса личности с целью разработки технологии психологического сопровождения педагога в процессе его деятельности. Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Психологические механизмы переживания педагогами профессионального кризиса личности», проект № 16-36-01031.

Источники

Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности : автореферат диссертации …кандидата психологических наук : 19.00.01 / Р. А. Ахмеров. - Москва, 1994. -- 19 с.  
Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. - Москва : МГУ, 1984. - 200 с.  
Выготский Л. С. Биогенетический подход в психологии и педагогике / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии. Ч. 1 / под ред О. А. Карабановой, А. И. Подольского, Г. В. Бурменской. - Москва : МГУ, 1999. - 315 с.  
Гроф С. Человек перед лицом смерти / С. Гроф, Дж. Хэлифакс ; пер. с англ. А. И. Неклесса. - Москва : Изд-во Трансперсонального института, 1996. - 246 с.  
Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - Москва : Академия, 2006. - 240 с.  
Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы : справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - Москва : Эксмо, 2004. - 554 с.  
Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва : Знание, 1996. - 312 с.  
Марцинковская Т. Д. Тяжелые переживания как одна из форм психологического кризиса / Т. Д. Марцинковская // Антология тяжелых переживаний : социально-психологическая помощь : сборник статей; под ред. О. В. Красновой. - Москва : МПГУ; Обнинск : Принтер, 2002. - С. 17-20.  
Могилевкин Е. А. Карьерный рост : диагностика, технологии, тренинг / Е. А. Могилёвкин. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 336 с.  
Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. - Москва : Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.  
Прохоров А. О. Теоретические и методологические аспекты проблемы неравновесных психических состояний / А. О. Прохоров // Психология состояний. - Москва : ПЕР СЭ; Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 608 с.  
Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - Москва : Академия, 2001. - 480 с.  
Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека : автореферат диссертации … доктора психологических наук : 19.00.01 / Е. Л. Солдатова. - Екатеринбург, 2007. - 43 с.  
Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение : Л. Хьелл. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 608 с.  
Шихи Г. Возрастные кризисы - ступени личностного роста / Г. Шихи. - Санкт-Петербург : Ювента, 1999. --372 с.  
Юрьева Л. Н. Кризисные состояния / Л. Н. Юрьева. - Днепропетровск : Арт-Пресс, 1998. - 156 с.  
Caplan, G. Principles of preventive psychiatry / G. Caplan. - NewYork, London : Basis Books. - 1964. - 304 p.  
Fillip S.-H. Kritische Lebensereignisse und Lebenskrisen. Vom Umgang mit den Schattenseiten des Lebens / S.-H. Fillip, P. Aymanns. - Stuttgart : Kohlhammer. - 2010. - 448 p.  
James R. K. Crisis Intervention Strategies / R. K. James, B. E. Gilliland. - Belmont : CA : Wadsworth, 2001. - 352 p.  
Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief / E. Lindemann // American Journal of Psychiatry. - 1944. - № 101. - Рр. 141-148.  
Olson A. The theory of Self-actualization : mental illness, creative and art / A. Olson // Psychology Today. - 2013. - Access mode : https: www. psychologytoday.com/blog/theory-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization.  
Psychologie der Krisenbewaeltigung. eine Laengsschnittuntersuchung mit arbeitslosen Lehrern / D. Ulich, K. Hausser, Ph. Mayring, P. Strehmel, M. Kandler, B. Degenhardt. - Weinheim : Beltz, 1985. - 244 p.  

Полный текст статьи

скачать