Типизация эпохи в «50 характерах» Элиаса Канетти: к проблеме жанра

Авторы:
Шастина Елена Михайловна
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Елабужский институт)

Журнал: Научный диалог

Номер: 8(56)    Год: 2016    Страницы: 84-96

DOI:     УДК:    

Ключевые слова

поэтика  жанр  повествовательные стратегии  Элиас Канетти  малая проза  прозаическая миниатюра  poetics  genre  narrative strategies  Elias Canetti  small prose  prose miniature  

Аннотация

Рассматривается жанровое своеобразие книги «Недреманное ухо. 50 характеров» (“DerOhrenzeuge. 50 Charaktere”) австрийского писателя, лауреата Нобелевской премии (1981) ЭлиасаКанетти (1905-1994). Выполнен обзор существующих точек зрения относительно значимости данного произведения в творческом наследии писателя. Анализируется авторская дефиниция понятия «характер». Отмечается дискуссионный характер жанровой принадлежности произведения. Указывается, что Канетти продолжает традиции литературных предшественников - греческого философа Теофраста (конец IV века до н. э.) и французского моралиста Жана де Лабрюйера (1645-1696), которые в малой литературной форме представили обобщенные образы своего времени. Автор статьи исходит из того, что Канетти создал цикл, включающий в себя пятьдесят отдельных прозаических миниатюр, которые могут быть представлены в виде самостоятельных зарисовок. Поднимается вопрос о жанровых признаках прозаической миниатюры. Утверждается, что прозаическая миниатюра характеризуется малым объемом, информационной насыщенностью, художественной завершенностью, целостностью. Привлечены к рассмотрению повествовательные стратегии, используемые Канетти для создания сюрреалистического контекста на страницах небольшого по объему произведения.

Источники

Канетти Э. Из книги : «Недреманное ухо. 50 характеров» : перевод С. Власова / Э. Канетти // Человек нашего столетия : пер. с нем. / сост. и авт. предисл. Н. С. Павлова ; коммент. Р. Г. Каралашвили. - Москва : Прогресс, 1990a. - С. 216-249.  
Canetti E. Der Ohrenzeuge. Fünfzig Charaktere / E. Canetti. - Frankfurt am Main : Fischer Taschenbuch Verlag, 1995. - 99 S.  
Канетти Э. Из книги : «Тайное сердце часов. Заметки 1973-1985» : перевод С. Власова / Э. Канетти // Человек нашего столетия : пер. с нем. / сост. и авт. предисл. Н. С. Павлова ; коммент. Р. Г. Каралашвили. - Москва : Прогресс, 1990б. - С. 310-358.  
Орлицкий Ю. Большие претензии малого жанра (По итогам первого Тургеневского фестиваля малой прозы) [Электронный ресурс] / Ю. Орлицкий // НЛО. - 1999. - № 38. - URL : http://magazines.russ.ru/nlo/1999/38/orlic.html.  
Allemann B. Elias Canetti - Ein Ohrenzeuge / B. Allemann // Hüter der Verwandlung. Beiträge zum Werk von Elias Canetti. - Hanser, 1985. - S. 237-245.  
Barnouw D. Elias Canetti / D. Barnouw. - Stuttgart : Metzler, 1979. -138 S.  
Frühwald W. Spuren der Antike. Zu Elias Canettis Buch «Der Ohrenzeuge. Fünfzig Charaktere» / W. Frühwald // Gerhard Neumann (Hrsg.) : Canetti als Leser. Freiburg im Breisgau : Rombach, 1996. - S. 59-77.  
Hartung R. Der Ohrenzeuge und andere Charaktere / R. Hartung // Canetti lesen. Erfahrungen mit seinen Büchern. - Hanser, 1975. - S. 86-90.  
Laemmle P. Macht und Ohnmacht des Ohrenzeugen / P. Laemmle // Canetti lesen. Erfahrungen mit seinen Büchern. - München ; Wien : Carl Hanser Verlag, 1975. - S. 47-61.  
Leroy du Cardonnay E. “Die Stimmen der Menschen sind Gottes Brot”- Zu Elias Canettis “Der Ohrenzeuge” / E. Leroy du Cardonnay // Aug’ um Ohr. Medienkämpfe in der österreichischen Literatur des 20. Jahrhunderts / Hrsg. von Bernard Banoun, Lydia Andrea Hartl und Yasmin Hoffman. - Berlin : Erich Schmidt Verlag, 2002. - S. 65-75.  
Matt P. v. Der Entflammte Über Elias Canetti. Leseprobe / Peter von Matt // [Electronic resource]. Access mode : http://www.beck-shop.de/fachbuch/leseprobe/9783312003914_Excerpt_001.pdf.  
Pörksen U. Elias Canetti. Der Ohrenzeuge / U. Pörksen // Neue deutsche Hefte 21. - 1974. - S. 844-847.  
Projekt Den “Ohrenzeugen” von Elias Canetti weiter schreiben [Electronic resource]. - Access mode : http://eliascanettiprojekt.org/de/projekt/.  
Reinisch L. Elias Canetti und seine Kritiker / L. Reinisch // Merkur 29. - 1975. - S. 884- 887.  
Schmidt-Dengler W. Ganz nah und dicht beisammen. Zum «Ohrenzeugen» / W. Schmidt-Dengler // Elias Canetti : Blendung als Lebensform. Friedbert Aspetsberger / Gerald Stieg (Hrsg.). - Königstein / Ts : Athenäum, 1985. - S. 80-87.  
Sontag S. Geist als Leidenschaft / S. Sontag // Hüter der Verwandlung. Beiträge zum Werk von Elias Canetti. - München ; Wien : Carl Hanser Verlag, 1985. - S. 90-110.  
Sorg R. Der Rote Pfeil oder Die bewegte Nation. Vom literarischen Mehrwert der Eisenbahn bei Peter Bichsel und Peter Weber / R. Sorg // Schweiz schreiben : Zu Konstruktion und Dekonstruktion des Mythos Schweiz in der Gegenwartsliteratur / J. Barkhoff, V. Heffernan. (Hrsg.) - W. de Gruyter : GmbH & Co KG, 2010. - S. 139- 159.  
Steussloff A. G. Der Ohrenzeuge / A. G. Steussloff // Autorschaft und Werk Elias Canettis : Subjekt - Sprache - Identität. - Würzburg : Königshausen und Neumann, 1994. - S. 248- 255.  

Полный текст статьи

скачать