Аннотация
Цель предлагаемого исследования состоит в осмыслении роли статуи богини любви в народническом дискурсе 1880-х годов. Отмечается, что в эпоху кризиса народничества образ мраморной Афродиты-Венеры был востребован как антитеза потерявшей актуальность социально-этической проблеме «долга народу». В статье впервые сопоставляются произведения Г. И. Успенского и А. И. Эртеля. Показано, что писатель Эртель, заявивший о своем разрыве с народничеством, увидел в античной статуе Афродиты образ самодовлеющей красоты, к которой должен вернуться художник, избавившись от миража социальности; в отличие от Эртеля, Г. И. Успенский до конца жизни продолжал считать народ своим «кредитором», а интеллигента - человеком, обязанным жертвовать собой ради «массового счастья». Впервые прослеживается идейное влияние Н. К. Михайловского на творчество Г. И. Успенского, сказавшееся в масштабе художественного обобщения автором «Выпрямила» пороков и язв цивилизации. Указывается, что при этом субстрат народнических идей в «Выпрямила» был растворен в религиозно-экстатическом откровении Успенского о «светлом будущем» человечества. Отмечается, что статуя Венеры Милосской предстала в очерке Успенского в качестве нового религиозного символа - «пророчества» о грядущем Воскресении. Автор статьи приходит к выводу, что кризис народничества был преодолен в очерке «Выпрямила» радикальным выходом за пределы социальной жизни, к «бесконечным перспективам» богочеловечества.