Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Картина мира в готическом рассказе Э. Ф. Бенсона «Гейвонов канун»

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-6-192-206

Аннотация

Рассматриваются вопросы создания картины мира в рассказе английского писателя Э. Ф. Бенсона «Гейвонов канун». Сделан вывод о том, что картина мира организована двумя внешними хронотопами: хронотопом шотландской деревушки Гейвон, хронотопом Пиктовой крепости и внутренним хронотопом, сконцентрированным вокруг сознания рассказчика. Уделяется внимание функционированию форм художественного пространства и времени, выстроенных по принципу бинарных оппозиций. Показано, что повышенной семантической значимостью в повествовании обладают пространственные соотнесенности внешнего и внутреннего, далекого и близкого, западного и восточного. Особое внимание уделяется роли пространственных категорий верха и низа, раскрывающим авторскую концепцию вечности инфернального зла. Доказано, что ключевыми формами художественного времени выступают традиционные для готических сюжетов дневное и ночное, светлое и темное, прошлое и настоящее. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к жанру готической прозы, который сегодня связан, в частности, с попытками противостоять антигуманистическим, разрушительным тенденциям в жизни современного общества. Новизна исследования видится в том, что вопросы художественности готических рассказов Э. Ф. Бенсона все еще остаются недостаточно исследованными.

Об авторе

М. А. Бурцева
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

Бурцева Марина Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент.

Якутск



Список литературы

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин — Москва : Художественная литература, 1975. — 504 с.

2. Бенсон Э. Ф. Гейвонов канун / Э. Ф. Бенсон // Большое собрание мистических историй в одном томе. — Москва : Эксмо, 2015. — С. 908—919.

3. Брилова Л. Ю. Эдвард Фредерик Бенсон / Л. Ю. Брилова // Церковное привидение : собрание готических рассказов. — Санкт-Петербург : Азбука, 2010. — С. 865— 866.

4. Бурцев А. А. История зарубежной литературы : в 2 ч. Ч. 2 (XIX—XX вв.) / А. А. Бурцев, О. И. Иванова, С. В. Тесцов. — Якутск : Изд-во Якутского ун-та, 2010. — 244 с.

5. Вацуро В. Э. Готический роман в России / В. Э. Вацуро. — Москва : Новое литературное обозрение, 2002. — 544 с.

6. Заломкина Г. В. Поэтика пространства и времени в готическом сюжете : диссертация ... кандидата филологических наук [Электронный ресурс] / Г. В. Заломкина. — Самара, 2003. — 224 c. — Режим доступа : http://www.dslib.net/teoria-literatury/pojetikaprostranstva-i-vremeni-v-goticheskom-sjuzhete.html (дата обращения 13.04.2021).

7. Кандрашкина О. О. Категории пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения / О. О. Кандрашкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2011. — Т. 13, № 2 (5). — С. 1217—1221.

8. Ковалькова Т. М. Готическая традиция в американской прозе 1920—30-х годов: новеллистика Х. Ф. Лавкрафта : диссертация ... кандидата филологических наук [Электронный ресурс] / Т. М. Ковалькова. — Саранск, 2001. — 206 с. — Режим доступа : https://www.dissercat.com/content/goticheskaya-traditsiya-v-amerikanskoi-proze-1920-30kh-godov-novellistika-khf-lavkrafta (дата обращения 20.03.2021).

9. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь / Ю. М. Лотман. — Москва : Просвещение, 1988. — 352 с.

10. Николина Н. Н. Филологический анализ текста : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. Н. Николина. — Москва : Издательский центр Академия, 2003. — 256 с.

11. Осьмухина О. Ю. Специфика преломления готической традиции в романе Г. Леру «Призрак Оперы» / О. Ю. Осьмухина, А. Б. Танасейчук // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. — 2019. — № 1, Т. 1. — С. 76—84.

12. Полякова А. А. Готическая проза / А. А. Полякова // Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. — Москва : Изд-во Кулагиной ; Intrada, 2008. — С. 49—50.

13. Соколова Т. С. К проблеме изучения художественного пространства и времени в литературном произведении / Т. С. Соколова // Studia Siavica. — 2006. — Vol. X. — S. 123—135.

14. Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма / Н. А. Соловьева. — Москва : Изд-во Московского ун-та, 1988. — 232 с.

15. Тюпа В. И. Анализ художественного текста : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В. И. Тюпа. — Москва : Издательский центр Академия, 2008. — 336 с.

16. Ясакова Ю. Б. «Готический» роман Анны Радклиф в контексте позднего Просвещения : диссертация ... кандидата филологических наук / Ю. Б. Ясакова. — Нижний Новгород, 2002. — 208 с.

17. Benson E. F. Gavon’s Eve [Electronic resource] / E. F. Benson. — 2006. — Access mode : http://gutenberg.net.au/ebooks06/0605171h.html#ch14 (accessed 25.10.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Бурцева М.А. Картина мира в готическом рассказе Э. Ф. Бенсона «Гейвонов канун». Научный диалог. 2021;(6):192-206. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-6-192-206

For citation:


Burtseva M.A. Worldview in Gothic Story by E. F. Benson “Gavon’s Eve”. Nauchnyi dialog. 2021;(6):192-206. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-6-192-206

Просмотров: 389


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)