Медиаобраз китайской молодежи: модные слова в микроблогах интернет-платформы Вэйбо
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-156-175
Аннотация
Рассматривается вопрос об употреблении модных слов как маркеров, способствующих выявлению социальных характеристик различных субъектов речи. Материалом для исследования послужили тексты микроблогов интернет-платформы Вейбо, посвященных Китаю. Изучается употребление 10 модных слов 2021 года, выявленных Национальным центром мониторинга и исследования языковых ресурсов. Проанализировано их функционирование на интернет-площадке Вейбо. Установлено, что большинство пользователей Вейбо принадлежат к молодому поколению. Актуальность исследования обусловлена стремлением китайского общества к построению сильного социального государства, значительная роль в котором отводится молодым людям. Новизна работы заключается в том, что ранее анализ модных слов китайского языка в интернет-дискурсе как средства характеристики молодого поколения не проводился. Показано, что модные слова на Вэйбо в большинстве случаев употребляются в позитивных контекстах, что можно рассматривать как «достижение стабильного развития страны», поскольку все микроблоги посвящены Китаю. Автор приходит к выводу, что тематика блогов и характер употребления модных слов в молодежных аккаунтах свидетельствуют об уверенности китайской молодежи в своем будущем и будущем страны.
Об авторах
Чуанья ЦзюйКитай
Цзюй Чуанья – кандидат филологических наук, научный сотрудник и постдокторант факультета русского языка
Чжухай
Юе Чжэнь
Китай
Чжэнь Юе – студент факультета русского языка
Чжухай
Юе Чжун
Китай
Чжун Юе – студент факультета русского языка
Чжухай
Список литературы
1. Бодрова О. И. Культурологический аспект формирования международного имиджа современного Китая / О. И. Бодрова // Приволжский научный журнал. — 2013. — № 2 (26). — С. 164—169.
2. Васильев А. Д. Модное слово : инновация или реактуализация / А. Д. Васильев // Сибирский филологический форум. — 2020. — № 4 (12). — С. 4—13. — DOI: 10.25146/2587-7844-2020-12-4-58.
3. Ван Жуецзе. Политическое использование модных слов в Интернете : практика медиатизации политической коммуникации и ее отражение / Жуецзе Ван, Чжэн Чан // Будущая коммуникация. — 2022. — № 29 (04). — С. 2—9. — DOI: 10.13628/j.cnki.zjcmxb.2022.04.001. (王润泽,常峥. 网络热词的政治性调用 :一种政治传播的媒介化实践及其反思. 未来传播. — 2022. —№ 29 (04). — 2—9页. — DOI: 10.13628/j.cnki.zjcmxb.2022.04.001).
4. Ван Сюй. Китай в печатных российских СМИ : номинативный аспект: автореферат диссертации ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Сюй Ван. — Санкт-Петербург, 2012. — 23 с.
5. Ван Сяолин. Исследование распространения и социальной функции модных слов в Интернете — на основе анализа «Десятки модных слов в Интернете» в 2020 году / Сяолин Ван, Чжэнчжэн Чэнь // Молодые журналисты. — 2021. — № 04. — С. 41—42. — DOI: 10.15997/j.cnki.qnjz.2021.04.018. (王晓宁, 陈珍珍. 网络热词的传播与社会功能探究—基于2020年“十大网络热词”的分析. 青年记者. — 2021. — № 04. — 41—42页. — DOI: 10.15997/j.cnki.qnjz.2021.04.018).
6. Го Лицзюнь. Китайский концепт ТАНГ ПИНГ / ЛЕЖАТЬ НА МЕСТО РОВНО в восприятии россиян / Го Лицзюнь, Ван Цзыюй // Научный диалог. — 2021. — № 11. — С. 63—81. — DOI: 10.24224/2227-1259-2021-11-63-81.
7. Загвоздин М. С. Репрезентативность модных слов в языке СМИ / М. С. Загвоздин, Е. С. Другова // Молодёжный вестник ИРГТУ. — 2020. — № 3. — С. 89—93.
8. Злобина Ю. И. Образ Китая в российской печати : национально-культурные особенности коммуникации / Ю. И. Злобина, К. Лян // Медиаисследования. — 2019. — № 6. — С. 205—212.
9. Зуева В. В. Языковая картина мира сквозь призму слов-символов 2020 года (на материале английского и русского языков) / В. В. Зуева, О. А. Колоскова // Российский гуманитарный журнал. — 2021. — № 6. — С. 414—423. — DOI: 10.15643/libartrus-2021.6.4.
10. И Лицюн. Метафорическое переосмысление модных слов (на материале русского и китайского языков) / И Лицюн // Русская речь. — 2021. — № 3. — С. 60—66. — DOI: 10.31857/S013161170015453-7.
11. Коновалова О. С. Формирование термина «Жёлтая экспансия» относительно образа Китая в средствах массовой информации / О. С. Коновалова // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2011. — № 3. — С. 74—81.
12. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи : из наблюдений над речевой практики масс-медиа / В. Г. Костомаров. — Москва : Педагогика-пресс, 1994. — 247 с. — ISBN 5-7155-0689-1.
13. Лю Синьлань. Исследование межкультурного формирования национального медиаобраза Китая в новой медийной коммуникации / Синьлань Лю // Введение в журналистские исследования. — 2021. — № 13. — С. 53—55. ( 刘新兰. 新媒体环境下中国国家形象跨文化建构探讨. 新闻研究导刊. — 2021. — № 13. — 53—55页).
14. Монастырёва О. В. Портрет китайского общества в русскоязычном вещании Китая : формы журналистского отображения / О. В. Монастырёва // Общество и государство в Китае. — 2012. — № 2. — С. 219—225.
15. Му Юйси. Медиаобраз Китая в текстах русскоязычных блогов об исскусстве (коммуникативно-прагматический и медиалингвистический аспекты) : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук / Му Юйси. — Томск, 2022. — 24 с.
16. Мэн Цзюньян. Анализ механизма производства и социальной функции модных словечек в Интернете / Мэн Цзюньян // Мир звукового экрана. — 2022. —№ 06 . — С. 108—110. (孟俊阳. 网络流行语的生产机制与社会功能探析. 声屏世界. — 2022. — № 06. — 108—110页).
17. Осетрова Е. В. Китай в медиакартине мира / Е. В. Осетрова, Чэнь Кэюй // Сибирский филологический форум. — 2018. — № 3 (3). — С. 20—30.
18. Сорокина О. Н. Языковая реализация образа Китая в СМИ США: информационная модель «экономический рост Китая» / О. Н. Сорокина // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 341. — С. 24—29.
19. Цзя Фань. Новые медиа : позиционирование и специфика китайского феномена / Цзя Фань // Научные ведомости. — 2019. — № 2. — С. 286—294. — DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-2-286-294.
20. Чэнь Хуань. Модные слова в современном русском и китайском газетном тексте : происхождение, семантика, функции / Чэнь Хуань // Вестник РУДН. — 2017. — № 4. — С. 749—766. — DOI: 10.22363/2312-9182-2017-21-4-749-766.
Рецензия
Для цитирования:
Цзюй Ч., Чжэнь Ю., Чжун Ю. Медиаобраз китайской молодежи: модные слова в микроблогах интернет-платформы Вэйбо. Научный диалог. 2022;11(10):156-175. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-156-175
For citation:
Ju Ch., Zheng Yu., Zhong Yu. Media Image of Chinese Youth: Fashionable Words in Microblogs of Weibo. Nauchnyi dialog. 2022;11(10):156-175. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-156-175