Особенности жанра профессионального киносценария в России 1910-х годов: теория и практика
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-3-233-250
Аннотация
В статье исследуются жанровые доминаны киносценариев Серебряного века. Теоретические концепции кинодраматургии рассматриваются применительно к текстам А. А. Ханжонкова «Из мира таинственного» (1915) и А. С. Вознесенского «Бог» (1918). Научная новизна исследования заключается в том, что тексты указанных сценариев впервые подвергаются комплексному анализу. Актуальность обусловлена интересом современной филологии к интермедиальному аспекту литературы. В сценариях обнаруживается ориентированность на литературные образцы: широкий спектр языковых средств (метафоры, сравнения, инверсии), усложненная композиция, психологизм и др. Кинематографическая выразительность реализуется через систему модальностей (реального времени, воспоминания, сна, воображения, измененного сознания и др.), описание движения героев и «визуальный звук». Проведенное исследование позволяет утверждать, что жанр киносценария в дозвуковом кино принципиально отличается от последующих эпох и тяготеет к эпическому, а не драматическому роду. Расхождение режиссерского и литературного сценария происходило уже на раннем этапе формирования жанра. Комплексное изучение оригинальных реализованных киносценариев может стать ключом к решению вопроса о причинах неблагополучных результатов взаимодействия писателей и кинематографа
Об авторе
А. Г. ПлотниковаРоссия
Плотникова Анастасия Геннадьевна, кандидат филологических наук, отдел изучения и издания творчества А. М. Горького
Москва
Список литературы
1. Ахметов К. 125 лет кинодраматургии. От братьев Люмьер до братьев Нолан / К. Ахметов. — Москва : Альпина-нонфикшн, 2021. — 414 с. — ISBN 978-5-00139-978-0.
2. Вартанов А. С. Четвертый род литературы (К спорам об эстетической природе кинодраматургии / А. С. Вартанов // Экранные искусства и литература : сб. ст. — Москва : Наука, 1994. — С. 50—71.
3. Гращенкова И. Н. Кино Серебряного века и проблемы культурно-национального самоопределения кинематографа : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.03 / И. Н. Гращенкова. — Москва, 2007. — 354 с.
4. Клементьев Р. Е. Кинодраматургия А. П. Платонова конца 1920-х — начала 1930-х гг. : творческая история в контекстах времени : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01 / Р. Е. Клементьев. — Москва, 2020. — 268 с.
5. Ковалова О. А. Кинодраматургия Н. Р. Эрдмана : эволюция и поэтика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / А. О. Ковалова. — Санкт-Петербург, 2012. — 406 с.
6. Корниенко Н. В. Киносценарии в творческой истории «Котлована» / Н. В. Корниенко // Котлован : Текст, материалы творческой истории. — Санкт-Петербург : Наука, 2000. — С. 323—363.
7. Купченко Т. А. Киносценарий В. В. Маяковского «Позабудь про камин» и пьеса «Баня» в аспекте полемики с пьесой С. М. Третьякова «Хочу ребенка!» о смысле любви / Т. А. Купченко // Женщина модерна : Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов. — Москва : Новое литературное обозрение, 2022. — С. 424—442.
8. Купченко Т. А. Овеществленная метафора В. Маяковского как прием кино (анализ киносценария поэта «Сердце кино») / Т. А. Купченко // Поэт, Поэзия и Поэтическое в литературе и кино. — Москва : ВГИК им. С. А. Герасимова, 2021. — С. 105—114. — ISBN 978-5-87149-279-6.
9. Лотман, Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Об искусстве. — Санкт-Петербург : Искусство, 2005. — С. 287–383.
10. Мельникова Н. К. Киносценарии В. В. Маяковского. Проблематика и поэтика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Н. К. Мельникова. — Москва, 1993. — 224 с.
11. Огудов С. А. Киносценарий А. Г. Ржешевского «Бежин луг» в режиссерской интерпретации С. М. Эйзенштейна / С. А. Огудов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. — 2022. — Т. 19. — № 3. — С. 559—574. — DOI: 10.21638/spbu09.2022.310.
12. Плотникова А. Г. Киносценарии А. И. Куприна / А. Г. Плотникова // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. — 2022. — № 1. — С. 164—166.
13. Руднев В. Эквиваленты звука в немом кино / В. Руднев // Русская развлекательная культура Серебряного века. 1908—1918. — Москва : ИД ВШЭ, 2018. — С. 235—246.
14. Суматохина Л. В. Андрей Платонов в работе над киносценарием «Песчаная учительница» / Л. В. Суматохина // «Страна философов» Андрея Платонова : проблемы творчества. — Москва : ИМЛИ РАН, 2005. — Т. 6. — С. 519—526.
15. Сысоева А. В. Федор Сологуб у истоков нового жанра : киносценарий «Навьих чар» / А. В. Сысоева // Русская литература. — 2011. — № 3. — С. 165—169.
16. Фролова Т. О. Поэтика киносценариев-экранизаций 20-х гг. (на примере сценариев «Мать» Н. Зархи, «Шинель» Ю. Тынянова, «Капитанская дочка» В. Шкловского) : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01 / Т. О. Фролова. — Москва, 1999. — 175 с.
17. Хеллман Б. «Я сам виноват, что не умею писать для Кинемо». Александр Куприн и кино / Б. Хеллман // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. — 2013. — Выпуск 1. — С. 68—81.
18. Эйхенбаум Б. М. Проблемы киностилистики / Б. М. Эйхенбаум // Поэтика кино : Теоретические работы 1920-х гг. — Москва : Альма Матер ; Академический проект, 2016. — С. 14—53. — ISBN 978-5-8291-1951-5.
19. Kovalova A. Aleksandr Voznesenskii, the 'Kinemo-Shakespeare' : Notes on the first Russian cinema dramatist / A. Kovalova // Slavonic and East European Review. — 2018. — Vol. 96. — № 2. — Pp. 208—243. — DOI: 10.5699/slaveasteurorev2.96.2.0208.
Рецензия
Для цитирования:
Плотникова А.Г. Особенности жанра профессионального киносценария в России 1910-х годов: теория и практика. Научный диалог. 2024;13(3):233-250. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-3-233-250
For citation:
Plotnikova A.G. Genre Features of Professional Screenplays in Russia in 1910s: Theory and Practice. Nauchnyi dialog. 2024;13(3):233-250. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-3-233-250