ЯЗЫКОЗНАНИЕ
В статье с позиций когнитивной поэтики рассматриваются особенности актуализации концептосферы RAUM в поэзии Р. М. Рильке. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью феномена индивидуально-авторской концептосферы поэтического текста, а также особенностей функционирования текстовых концептов в творчестве Р. М. Рильке. Задачи исследования состоят в послойном анализе ключевых художественных концептов в их соотнесенности с национально-языковым кодом, в выявлении функциональных характеристик общекультурных и индивидуально-авторских элементов концептосферы, в определении когнитивно-стилистических особенностей идиолекта поэта. Показано, что индивидуально-авторская специфика концептосферы RAUM у Р. М. Рильке заключается в отличительных особенностях категоризации и спецификации семантики концептов, имена которых относятся к наиболее употребительным и значимым в творчестве поэта лексемам с пространственной семантикой. На значимость пространственного измерения в поэзии Рильке указывает высокая рекуррентность экспонентов концептосферы RAUM - ключевых концептов HAUS, ERDE, HIMMEL, WELTINNENRAUM вместе с другими элементами, объединенными с ними синонимической, гиперо-гипонимической и ассоциативной связью. Доказано, что ключевые концепты являются средством выражения личностных смыслов, инвариантное содержание которых может быть определено как стремление к преодолению ограниченности земного существования и к слиянию с высшим началом.
Рассматривается функционально-семантическая специфика слова нищеброд в его изначальном и современном значении и употреблении. Источниками фактического материала исследования служат нормативные и ненормативные лингвистические словари, Национальный корпус русского языка, а также представленные в речевом пространстве Рунета метаязыковые высказывания (рефлексивы), объектом которых является существительное нищеброд . Анализируется практика лексикографического описания слова, приводятся необходимые историко-культурологические сведения о нищенстве на Руси. Исследование ведется в русле семасиологического подхода к семантической деривации как разновидности вторичной номинации. Особое внимание уделяется развитию семантической дифференциации канонического и актуального для новейшего времени значений существительного нищеброд . Рассматриваются его парадигматические связи и лексические валентности, эксплицирующиеся в дискурсе Рунета. Устанавливается обусловленность появления неосеманта нищеброд экстралингвистическими причинами - социально-экономическими, психологическими и культурными условиями существования российского социума в первые десятилетия XXI века. Выявляются номинативные, функциональные, деривационные, стилистические соответствия и несоответствия между исконно русским словом нищеброд и модным англо-американизмом лузер . Аргументируются выводы о неполной и нетотальной синонимии слов нищеброд и лузер , о возможности формирования биполярной структуры ядра концепта « нищеброд ».
Статья посвящена вопросам уточнения модели текста типа «описание». Охарактеризована теория функционально-смысловых типов речи, разработанная в 70-е годы CC века О. А. Нечаевой. Актуальность работы обусловлена важностью определения места данной теории в современной лингвистической науке. Ставится вопрос о пересмотре отдельных положений функционально-смыслового подхода в свете новых лингвистических изысканий. Автор статьи указывает, что, в частности, следует принимать во внимание элемент модели «точка зрения», то есть позицию, с которой ведется описание, поскольку она имеет решающее значение при обрисовке тех сенсорных ощущений, которые кладутся в основу описательного фрагмента. Доказано, что, вопреки сложившейся исследовательской традиции, при анализе художественного описательного текста необходимо учитывать роль нарратора, что представляется важным для характеристики идиостиля автора и его интенций. В статье уделяется внимание пересмотру состава модели текста типа «описание» в свете лингвокогнитивного подхода. Констатируется наличие в составе модели описания неподвижного фона и когнитивно выделенных фигур. Доказано, что, помимо фона и фигур, в модель описания должна быть включена позиция наблюдателя, определяющая способ описания, его тональность и выбор языковых средств вербализации пространства. Отмечается возможность применения фреймового анализа при исследовании описательных фрагментов.
Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к отображению диалектной картины мира как важнейшему компоненту этнической культуры. Рассматриваются вопросы локального своеобразия номинаций похоронно-поминальных обрядовых реалий в русских говорах Среднего Прикамья. Выполнен обзор современных исследований народной похоронно-поминальной терминологии. Уделяется внимание содержательной стороне обрядовых терминов, их мотивированности, символизму, способам образования. Представлены результаты сопоставительного анализа семантики исследуемых номинаций с данными других русских говоров. Поднимается вопрос о номинативной избыточности в исследуемой обрядовой сфере, что связывается с историей формирования пермских говоров на основе севернорусских и поволжских говоров, с сосуществованием в народной культурной традиции Прикамья традиционных верований, православия и старообрядчества. Доказано, что большинство деталей и эпизодов похоронно-поминальной обрядности в Прикамье имеет специфически местное языковое отображение. Особое внимание уделяется описанию семантических групп с ярко выраженной региональной спецификой (мифологизмы, названия похоронной одежды и обуви, пищи, темпоральные номинации, названия ритуальных предметов). Показано, что терминологический состав сферы обряда в Прикамье во многом соотносится с общерусской диалектной терминологической системой, при этом фиксируется значительное количество сугубо пермских номинаций, связанных с саморазвитием говора.
Представлены результаты дискурсивного анализа политических текстов периода 1903-1906 годов. Особое внимание уделяется методологии исследования политического дискурса в исторической перспективе. Поднимается вопрос о различных сферах порождения политических текстов и их бытования, участниках политической коммуникации, их социально-политической принадлежности. Проводится дискурсивный анализ текстов на основе ряда признаков: авторство, адресность политического текста, коммуникативные стратегии и тактики. Показана актуализация в текстах противостоящих политических партий агональности как специфического свойства политической коммуникации, своеобразие реализация агональности в стратегиях и тактиках авторов: монархиста и представителей радикальных левых партий. Дана классификация тактик, реализующих стратегию дискредитации и стратегию борьбы за власть. В качестве доминирующих в речах епископа Гавриила указаны тактики солидаризации, апелляции к ценностям и оппозиционирования, в прокламациях - тактик обвинения, негативной оценки, призыва к борьбе за власть. Определяется характер зависимости языковых средств (в том числе из арсенала иных видов дискурса) от характера коммуникативной тактики. Рассмотрены текстовые комбинации коммуникативных тактик. Исторические политические тексты исследуются в коммуникативно-дискурсивном аспекте.
Изучаются языковые средства логически неаргументированного речевого воздействия на реципиента в рекламных текстах. Актуальность вопроса о речевом воздействии для современной филологии обусловлена техническим прогрессом, изменением форматов увещевательной коммуникации, исследовательским интересом к ряду проблем лингвистической прагматики, а также формированием относительно молодого направления в российской науке - суггестивной лингвистики. Эмпирическим материалом исследования выступают международные женские глянцевые журналы мод, востребованные на отечественном медиарынке: «Vogue», «ELLE», «Harper’s Bazaar», «Marie Claire», «Glamour», «InStyle», «Cosmopolitan». В работе показано, что скрытое воздействие на женскую целевую аудиторию с целью побуждения к покупке оказывает совокупность языковых единиц словообразовательного, лексического, морфологического и синтаксического уровней: некоторые префиксальные морфемы, отдельные группы онимов, терминологическая лексика, абстрактные имена существительные и существительные с «широкозначным» значением, оценочные прилагательные, глаголы в форме императива, личные и притяжательные местоимения, количественно-именные словосочетания, эмоционально окрашенные и вопросительные предложения. Выделенные языковые единицы эксплицируют определенные коммуникативные стратегии, создают различные психологические эффекты, активизируют сложившиеся стереотипы и подменяют логическую аргументацию положительными ассоциациями.
Статья посвящена изучению особенностей вербальной и визуальной репрезентации гендерных образов в современных рекламных текстах. Актуальность исследования определяется высоким воздействующим потенциалом рекламы как регулятора поведения в обществе: реклама зачастую становится моделью формирования жизненных образов, символических кодов социальных ценностей, ориентирующих личность, управляющих ею, в том числе и в гендерном аспекте. Автор отмечает, что реклама, с одной стороны, использует уже сформированные в обществе социальные стандарты и стереотипы, с другой же - через гендерные рекламные образы репрезентирует потребителю современные отношения между полами, диктуя определенную модель поведения. В качестве материала для исследования были выбраны современные рекламные видеоролики (2015-2019 гг.) как поликодовые тексты, обладающие большими персуазивными возможностями благодаря одновременному использованию вербальных, визуальных, аудиальных каналов восприятия. Автор статьи опирается на выделенные ранее лингвистами, социологами, психологами гендерные образы в рекламе, в то же время предлагает рассмотреть новые образы, которые еще не становились предметом исследования. Подчеркивается изменчивость представлений о женственности и мужественности в современном мире. Представлена авторская разработка типологии гендерных рекламных образов.
Предлагается анализ наиболее распространенных механизмов прагматического фокусирования, используемых современными англоязычными авторами при реинтерпретации канонических, «бродячих» сюжетов. Особое внимание уделяется интексту как одному из типов выдвижения, обладающему онтологической салиентностью и реализующему текстообразующую, экспрессивную, оценочную, игровую функции. Проведенный сопоставительный структурно-композиционный и лингвостилистический анализ восьми художественных текстов, интертекстуально соотнесенных с классическим сюжетом о Синей Бороде, позволил выявить такие приемы распределения внимания в моделируемых А. Картер, Д. Бартельми, Дж. Апдайком, Дж. К. Оутс, С. Кингом, М. Атвуд, У. Вернон и Ф. Блок текстах, как игровой модус формулирования повествования, смена повествовательной перспективы, введение «текста в тексте», метафикциональный комментарий. Наряду с механизмами фокусирования внимание в статье также уделяется и дефокусированию некоторых традиционных элементов повествования, что представляется неотъемлемой составной частью интерпретационной программы рассматриваемых художественных текстов. Доказано, что авторы многочисленных версий сюжета о Синей Бороде, актуализируя разнообразные языковые «игры фокуса», выдвигают на первый план творческие трансформации архетипических образов и сквозных мотивов, отражающие гендерные, социоэкономические, культурологические изменения в современном обществе.
Актуальность исследования определяется необходимостью создания лингвистических корпусов мало доступных исторических актовых источников, хранящихся в региональных архивах. Материалом для работы избран фонд Михайловского станичного атамана Государственного архива Волгоградской области [ГАВО, фонд 332, опись 1, дела 1-158, 1734-1837 гг.]. Жанровое разнообразие документов фонда обусловливает выработку критериев их жанровой параметризации, на основе которой может осуществляться метаразметка, позволяющая автоматизировать обработку всего массива источников и производить поиск лингвистической информации по их метаданным. С целью определения речевых маркеров жанра документа для его автоматического распознавания в корпусе произведена параметризация сказок середины XVIII века - документов, содержащих сведения по следственным делам. Выявлены речевые средства выражения тех параметров, которые обусловлены коммуникативной ситуацией и соотносятся с формуляром документа: название, адресант, адресат, функция, структура, характер передаваемой информации, пространственно-временная локализация документа. Показана вариативность речевого воплощения формуляра сказки. В качестве речевых маркеров жанра для метаразметки определены самоназвание документа в сочетании с указательным или притяжательным местоимением и глаголами, выражающими коммуникативное действие: сию сказку , дали сию сказку , своей сказкой сказали .
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА. ФОЛЬКЛОРИСТИКА
В статье рассматривается влияние поэтики русской литературной классики XIX века на советское киноискусство 1930-х годов, острой социальной темой которого была коллективизация. Подчеркивается, что визуализация «ветхой» деревни, на фоне которой разворачивался конфликт в кинолентах А. П. Довженко «Земля» (1930) и «Бежин луг» С. М. Эйзенштейна (1935-1937), требовала эстетически убедительных художественных образов, которые советские кинорежиссеры нашли в произведениях Успенского и Тургенева. Доказывается, что универсальные смыслы классического литературного произведения обеспечивали высокую степень художественного обобщения, без которой было бы невозможно создать социалистический миф о светлом будущем. Утверждается, что аллюзии на сформулированную Успенским мифологему «власть земли» расширили масштаб изображения в киноленте «Земля», где борьба с кулаками предстала одним из эпизодов в универсальном сюжете о первоснове бытия. Комментируется функция цитат из «Бежина луга» Тургенева: они переводили коллизию колхозной драмы в фильме Ржешевского-Эйзенштейна в разряд мистерий о воскресении. Авторы статьи приходят к выводу о том, что соприкосновение с киноискусством выявляло общую особенность русской классики - наличие мистериального сюжетного плана, обеспечивающего целостность русской культуры при резком идеологическом противостоянии ее творцов.
Статья посвящена становлению художественной системы реализма в прозе И. И. Лажечникова 40-60-х годов девятнадцатого столетия. Материалом исследования стали последние романы писателя. Новизна работы видится в том, что проза И. И. Лажечникова этого периода практически не изучена. Доказывается, что в этот период писатель ставил перед собой задачу достоверного изображения жизни в типических характерах, отказывался от идеализации героев. Выполнен обзорный анализ незаконченного романа «Колдун на Сухаревой башне». Высказывается предположение, что это произведение было не завершено по причине двойственности художественных задач, которые ставил И. И. Лажечников. Отмечается, что писатель, сохраняя исторический колорит эпохи, уже отходит от романтического изображения действительности. Также анализируются романы «Беленькие, черненькие и серенькие», «Немного лет назад». Акцентируется внимание на том, что в поздний период творчества Лажечникова гротескный способ изображения действительности выражает мировидение писателя, в подаче различного рода характеров чувствуется гоголевская и щедринская манера письма. Автор останавливается на анализе романа «Внучка панцирного боярина». Отмечается, что исторический роман возрождается в новой форме, Лажечников осмысляет исторические коллизии в человеческой психологии, ассоциируя современность с историей. Как показало исследование, в процессе перехода писателя к новому методу начинает изменяться его художественная система воспроизведения типичных явлений действительности.
Статья посвящена анализу образного определения значения Пушкина как «солнца русской поэзии» из краткого извещения о смерти А. С. Пушкина, напечатанного 30 января 1837 года в 5-м номере «Литературных прибавлений» - приложении к газете «Русский инвалид». Отмечается, что неформальный титул «солнца» национальной литературы Пушкин получил еще при жизни благодаря критику В. Г. Белинскому, который в «Литературных мечтаниях» (1834) первым провел образное сравнение значение влияния творчества поэта 20-х годов XIX века, бывшего «верховным главою» в литературе того времени, на развитие русской словесности с воздействием солнца на землю и земную жизнь. Провозглашенный Белинским в «Литературных мечтаниях» конец «пушкинского периода» и общее стремление литературных кругов к созданию национальных кумиров послужили основанием для титулования Пушкина в русской критике 1834-1837 годов. Однако многочисленные титулы, которыми авторы статей щедро награждали Пушкина при жизни, не укрепились в национальном сознании так прочно, как «высокое титло», данное поэту Белинским в «Литературных мечтаниях», благодаря прижизненной славе и любви народа к своему поэту, его национальной жизнетворности и центральности в русской культуре уже того времени. Автор статьи делает акцент на том, что в свете этой позиции использованное в некрологе В. Ф Одоевским образное определение значения Пушкина как «солнца русской поэзии» в сущности воспроизводит уже укоренившийся в национальном сознании неформальный титул великого поэта как «солнца» национальной литературы, которым первым из критиков наградил Пушкина Белинский.
Роман современного британского писателя Бена Элтона «Два брата» (2012) анализируется с точки зрения функционирования в нем бинарного архетипа. Отмечается, что современное культурно-историческое мышление характеризуется отказом от классического рационального типа мышления, основанного на бинарных оппозициях. Восстановление определенной четкой оппозиции в романе Б. Элтона интерпретируется как стремление автора произведения к тому, чтобы сохранить противопоставление гуманитарной идеологии фашизму на современном этапе социально-культурного развития. Утверждается, что художественная структура романа явно соотносится с традицией близнечных мифов. Автор статьи обращает внимание на то, что сюжет романа связан с судьбой двух мальчиков из еврейской семьи, один из которых был родным сыном, а второй, немец по национальности, был усыновлен. Подчеркивается, что по законам близнечного мифа они конфликтуют между собой, но этой мнимое противостояние, поскольку на самом деле братья принадлежат тому миру Германии, который противостоял натиску нацистской идеологии. Показано, что на глубинном уровне своего произведения Бен Элтон выстраивает отчетливую бинарную оппозицию Добра и Зла, в которой не может быть оправдания шовинизму как крайнему проявлению фашистской доктрины.
Статья посвящена осмыслению романов выдающегося английского прозаика Р. Л. Стивенсона в контексте традиции неоромантизма. Анализируется рецепция термина неоромантизм в отечественном литературоведении второй половины ХХ - начала XXI веков, а также специфика ключевых произведений писателя в контексте неоромантического движения. В результате исследования, проведенного с опорой на принципы сравнительно-типологического и целостного методов анализа литературного произведения, автор статьи приходит к следующим выводам. Во-первых, утверждается, что неоромантизм представляет собой особое течение рубежа XIX-XX веков, характеризующееся общностью мировоззренческих и эстетических принципов, типологическим сходством проблематики в литературах разных стран при сохранении национальной специфики в постановке решения аналогичных проблем. Во-вторых, установлено, что неоромантизм в творчестве Р. Л. Стивенсона являет себя в двух вариантах : авантюрно-приключенческом («Остров сокровищ») и реально-психологическом («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»). Выявлены ключевые признаки неоромантизма: (1) оптимистический пафос; (2) жанровое предпочтение отдается авантюрно-приключенческому или психологическому роману / повести с элементами готики; (3) ключевая проблема - борьба Добра и Зла как в мире реальном, так и в натуре человека; (4) герой - обладатель личного кодекса чести, храбрый и бесстрашный авантюрист, проходящий в серии испытаний путь становления, а также рефлектирующий персонаж с раздвоенным сознанием; (5) стремление к реалистичности, правдоподобию повествования.
Рассматривается вопрос о месте, которое занимает в истории французской поэзии творчество Антони Дешана (Antony Deschamps, 1800-1869), почти забытого уже в конце XIX века поэта-романтика. В связи с поставленным вопросом автор статьи обращается к жанру элегии, ведущему в творчестве Дешана и в романтической лирике в целом. Устанавливается значение поэта в контексте истории французской элегии. Актуальность такого подхода определяется тем, что жанровому аспекту литературной истории во французском литературоведении ХХ - начала XXI веков уделяется недостаточно внимания, что сказывается на полноте понимания значимости тех писателей, заслуги которых связаны с жанровой сферой. Поскольку в романтической элегии очень важен фактор личностного (а не априорно заданного жанрового) лиризма, в статье представлен очерк характера А. Дешана и мнения о нём современников. Анализ дешановских элегий, сопоставление их с исторически предшествующими образцами жанра позволяет прийти к выводу о том, что Дешан, в отличие от поэтов XVIII - начала XIX столетий, не создал устойчивой элегической модели, подобной, например, ламартиновской элегии, а напротив - воплотил в жизнь романтический принцип творческой свободы. Во многом благодаря таким авторам, не слишком заметным, избегающим громких деклараций и радикальных поступков, осуществилась важная работа по превращению жёстко регламентированной жанровыми нормами поэзии в современную лирику с её множеством форм, отвечающих потребности гибкого воплощения разнообразных индивидуальных чувств.
Актуальность поставленной проблемы связана с необходимостью уточнения особенностей творческого метода Г. Р. Державина. Новизна исследования заключается в представлении колористического полифонизма поэтики Державина как средства визуализации художественного образа. В статье рассмотрены особенности цветовых и светотеневых решений словесных портретов и пейзажей в поэзии Державина, определена техника привлечения живописных элементов в поэтику текста, обозначена своеобразная манера видения Державина, связанная с восприятием созерцаемого мира как картины. Показано, что Державин, следуя своей поэтической доктрине о том, что «поэзия есть говорящая живопись», привносит в литературу приемы изобразительного искусства: принцип цветового контраста, воссоздание световоздушной перспективы, соблюдения выбранной цветовой палитры. В статье выявляются механизмы словесной передачи цвета. Доказывается, что цвет у Державина представлен в обилии семантических оттенков, переданных с помощью сложных колористических эпитетов. Делаются выводы о том, что, воспринимая живую природу как эстетический объект, Державин представляет громадность вселенной в обилии разнообразно расцвеченных мельчайших деталей. Утверждается, что цвета в поэзии Державина составляют матрицу смыслов. Господство поэтики цветовой предметности в творчестве Державина позволяет говорить о цветовом реализме как основе художественного метода поэта.
Исследуется художественно-функциональный статус образа-мотива собаки в лирике Есенина в контексте идеи органичного единства искусства и быта, во многом определяющей творческую философию поэта. Рассматриваются три стихотворения, в которых образ собаки является центральной фигурой текста и конструктивной основой его идейно-художественного содержания: «Песнь о собаке» (1915), «Сукин сын» (1924), «Собаке Качалова» (1925). Проводится анализ субъектно-образной структуры каждого из стихотворений, при этом в них выборочно комментируются отдельные элементы поэтики текста, что способствует детальному уяснению роли исследуемого образа. При разборе «Песни о собаке» обращается внимание на особенности взаимодействия в тексте планов изображения и выражения, кинематографичность как основную внесубъектную форму авторского сознания в стихотворении, а также на функциональную неоднородность лирического повествования. При рассмотрении произведения «Сукин сын» акцент сделан на специфике пространственно-временной структуры текста, а именно на особом движении времени, инициированном субъектом речи - из неопределённого будущего в определенное прошлое. При изучении стихотворения «Собаке Качалова» внимание сосредоточено на отличительных чертах его жанрового решения, для которого характерен синтез различных жанровых стихий лирики: посвящения, послания, элегии, исповеди. Утверждается, что во всех трех стихотворениях образ собаки выполняет функцию посредника (проводника), смысловые вариации которой зависят от поэтического контекста и исходят из онтологического родства мира обыденных представлений и мира духовных откровений человека, что определяет основное содержание художественной философии Есенина.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рассматриваются вопросы адаптации якутских эмигрантов, вынужденных бежать от революции, Гражданской войны и ГУЛАГа в разные страны. Охарактеризована роль якутских эмигрантов в сохранении национально-культурной идентичности. Подчеркивается их участие в цивилизационном диалоге Востока и Запада. Предлагается классификация этапов формирования локальных групп и микрогрупп якутских эмигрантов в странах мира. Установлена приблизительная численность, состав и территориальное распределение якутов-эмигрантов в Китае (центральная группа), Японии (южная часть Сахалина), Финляндии, наличие микрогрупп в США и Австралии. Уделяется внимание особенностям взаимодействия якутских эмигрантов в условиях отсутствия зарегистрированной организации путем коммуникации, в которой реализовывалась организационная, идейная, материальная деятельность. Доказано, что переписка осуществлялась на русском, английском языках, а также использовались разные транскрипции якутской письменности: бётлингковская, новгородовская, кириллическая. Особое внимание обращается на высокую мобильность якутских эмигрантов, их стремление к овладению новыми языками, квалификацией и образованием для успешной адаптации в Зарубежье. Сделан вывод о том, что сформировать механизм воспроизводства этнической идентичности (языка, культуры) на чужбине якутским эмигрантам не удалось. Установлено, что организованного противодействия репатриации со стороны якутов-эмигрантов не было, но все возвращенцы были необоснованно репрессированы органами НКВД.
Рассматривается специфика исторического развития японской игровой индустрии. Предлагается периодизация истории игровой отрасли Японии, представлена характеристика ее основных этапов: зарождение в 1970-х годах, выход на зарубежные рынки в 1980-х годах, стагнация и кризис 1990-2000-х годов, глобальный триумф 2010-х годов. Обосновано, что именно ускоренное экономическое развитие и высокий уровень жизни позволили Японии перейти к потреблению такого продукта, как видеоигры. Выявлен и проанализирован комплекс исторических, экономических и социокультурных факторов, обеспечивших японским компаниям конкурентные преимущества на мировом рынке видеоигр. Особе внимание уделено влиянию информационно-коммуникационных технологий на указанные процессы. Раскрыта роль американского фактора в становлении и развитии игровой индустрии Японии, а также в продвижении японской игровой продукции на зарубежные рынки. Показан конструктивный потенциал японской практики межотраслевого сотрудничества компаний игровой индустрии с крупными промышленными гигантами и с представителями сферы искусства. Отмечается, что привлечение в игровую отрасль высококвалифицированных специалистов из индустрии развлечений (аниме и манга) позволило сместить акцент с технологических аспектов видеоигр на их содержательную часть, жанровое разнообразие и сюжетное наполнение. Авторы приходят к выводу о том, что исторический опыт игровой индустрии Японии свидетельствует о значимой роли данной отрасли в экономическом и социальном развитии современных государств.
Актуальность работы обусловлена сохранением проблем советского периода на ряде современных производств. Рассматривается вопрос об условиях женского труда на примере пищевой промышленности Красноярского края в хрущевское десятилетие. Новизна исследования видится в том, что проблема женского труда в промышленности рассматривалась только с точки зрения советской концепции, в современной литературе ей уделяется мало внимания. Авторы останавливаются на характеристике тяжелых условий женского труда на предприятиях местного значения. Представлена авторская версия причин, по которым женщины не только соглашались работать в некомфортных условиях, но и считали свое положение выгодным. Показано, что работа в пищевой промышленности, дающая возможность свободного доступа к продуктам питания, в условиях дефицита товаров была желанной. Отмечается также, что в данной отрасли к квалификации работниц не предъявлялись высокие требования, что устраивало женщин, не имеющих образования и отягощенных семьей. Подчеркивается, что «сфера женского труда» - понятие, созданное в советской экономике в целях вовлечения женщин в производство и символизирующее заботу государства о здоровье и благополучии женщин. Доказано, что в реальности сфера женского труда стала местом сегрегации и зоной сохранения примитивных форм хозяйствования.
Рассматриваются особенности институализации «Комсомольского прожектора», дана неоднозначная оценка его деятельности на промышленных предприятиях СССР 1960-х годов. С точки зрения авторов, «Комсомольский прожектор» стал наивысшей точкой развития системы комсомольского контроля. Утверждается, что в его деятельности проявились как положительные, так и отрицательные моменты участия молодежи в общественном контроле. Сообщается, что были выработаны устойчивая организационная структура контрольных подразделений. Подчеркивается, что успешно были решены вопросы массовости, специализации, форм работы и учебы комсомольцев. Авторы статьи указывают на активную роль комсомольцев в укреплении трудовой дисциплины и повышении качества производства. Отмечается, что «Комсомольский прожектор» способствовал внедрению достижений научно-технического прогресса, пытался внедрять основы научной организации труда. Показано, что главной проблемой контролирующих комсомольских подразделений признано неудовлетворительное исправление выявленных недостатков. Основными источниками исследования являются архивные документы, большинство которых впервые вводится в научный оборот. Уникальность материалов комсомольских контрольных подразделений (в отличие от большинства документов советских организаций позднего периода, для которых характерно приукрашивание действительности) состоит в возможности рассмотреть негативные явления в экономической и общественной жизни страны, понять их причины.
В статье рассматриваются взгляды на проблему войны и мира одного из ведущих теоретиков социал-демократического движения Карла Каутского. Прослеживается эволюция его воззрений на вопросы возникновения войн, их виды, способы достижения мира, модели политической власти и создание глобальных международных систем. Проводится сравнительный анализ взглядов К. Каутского со взглядами представителей других направлений в марксистской идеологии, его влияние на теоретические взгляды современных ученых. Охватывается период от начала XX века до завершения становления Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, призванной закрепить новый мировой порядок, а также начала ее распада. Новизна исследования состоит в том, что социал-демократическая концепция войны и мира и теоретические взгляды К. Каутского на эту проблему в современной российской историографии пока недостаточно изучены. Автор приходит к выводу, что концепция К. Каутского, как и социалистическая теория в целом, основанные на понимании сущности войны, заложенном в трудах основоположников марксизма, и близкие к реалистической школе, эволюционировали в вопросах мира и послевоенного мироустройства к либерализму. В то же время К. Каутский внес значительный вклад в теорию международных отношений, и его концепция стала основой не только для неомарксизма, но и обогатила некоторыми выводами теорию политического реализма и либерализма, а также современную науку в целом.
Исследуются процессы эвакуации учебных заведений и учащихся Государственных трудовых резервов на территорию Свердловской области. Реконструируются ключевые приоритеты по их размещению, обустройству на новых местах, интеграции в структуру потребностей военной экономики региона, последующей реэвакуации. Проводится анализ документов различных государственных органов, общественных организаций и материалов личного происхождения. Представлены систематизированные сведения об эвакуации учащихся училищ и школ фабрично заводского обучения (ФЗО) из западных регионов СССР в Свердловскую область. Особое внимание уделяется проблемам функционирования учебных заведений государственных трудовых резервов в период эвакуации. Подчеркивается, что сокращение масштабов эвакуации учебных заведений с 1943 года приводит к росту потребности Свердловской области в завозе призывников из других регионов страны. Сделан вывод об общей эффективности эвакуационной политики в отношении учебных заведений государственных трудовых резервов. В то же время приведены примеры многочисленных частных сбоев механизма эвакуации училищ и школ ФЗО, которые объясняются негативной ролью ряда общих принципов, заложенных в основу деятельности системы государственных трудовых резервов.
Исследование вносит вклад в продолжающееся научное обсуждение вопроса о проживании бурят в Северной Маньчжурии в XVII - первой трети XVIII веков. Новизна исследования в том, что на основе анализа названий бурят , баргу-бурат и некоторых других этнических терминов представлена уточненная история монголоязычных этносов северо-востока Китая в указанное время. Установлено, что архетипом этнонима бурят является слово бурат (от монг. бураа ʻлесʼ). Оно было названием племенного объединения, разместившегося западнее Байкала в середине XVI-XVII веков, на базе которого, с охватом Забайкалья, к концу XVIII века образовалась бурятская народность. Доказано, что живущими южнее степняками-монголами этому объединению бурат было дано прозвище баргу-бурат . Особо подчеркнуто, что в начале XX века в историко-краеведческой литературе о населении правобережья Аргуни прозвание баргу-бурат было перенесено на две обитавшие в регионе этнические общности старых баргутов и новых баргутов, которые в мезоэтногенезе бурят не участвовали, а потому бурятами себя никогда не именовали. Выяснено, что исследователей ввело в заблуждение имеющееся в названиях слово баргу(т) . Создалось искаженное, оказывающее определенное влияние на современных авторов, мнение, что буряты в период маньчжурских правителей от Нурхаци до Юнчжэна были жителями Северо-Восточного Китая.
Рассматривается вопрос генезиса национального движения в среде латышского православного населения. На примере судеб лидеров движения за латышскую церковную независимость от русского православия - священника Яниса Намниекса и видного юриста Яниса Дависа - устанавливаются причины появления данного движения, раскрываются причины неудачи его сторонников в 1920 году. Установлено, что, вопреки сложившемуся мнению, сторонники скорейшего отделения от Российской Православной Церкви быстро перешли от поддержки имперских властей к максимальному вытеснению «русского фактора» из жизни православных нового государства - Латвии. Подчеркивается, что отсутствие консолидированной поддержки светских властей, влияние приехавшего из России архиерея - этнического латыша Иоанна (Поммерса) отсрочили этот процесс на 15 лет, в связи с чем латышское православие не пошло по проторенной дороге своих эстонских собратьев. В статье также уделяется внимание возникновению историографической традиции изучения автокефалистских тенденции среди латышских православных приходов. Проводится сравнение источниковой базы, которая привлекалась исследователями для построения собственных концепций. Помимо исследовательских работ и опубликованных источников, статья опирается на материалы латвийских и российских архивов.
Рассматривается вопрос о начальном этапе создания и функционирования плановой экономики в СССР. Новизна исследования видится в анализе профессиональной деятельности известного экономиста В. Г. Громана, который впервые предложил идею централизованного планирования экономики Советской России. Представлены результаты исследования воззрений В. Г. Громана, с уточнением и дополнением ряда фактов его биографии: деятельности в 1917 году, экспертной работы в Госплане и коллегии Центрального статистического управления СССР. Поднимается вопрос о судьбе В. Г. Громана в связи с критикой его теории и последующим арестом. Дана оценка вкладу В. Г. Громана в научную постановку статистической работы, а также его социалистических взглядов. Поднят вопрос о разработке контрольных цифр, как первой попытке создания годового плана и анализ «громановской концепции» советского народного хозяйства в целом. Уделяется внимание деятельности ряда советских экономистов и выявлению взаимосвязей между ними и их коллегами в эмиграции, проявлявшихся в трудах и переписке. Выполнен обзор различных подходов к планированию и созданию новых методов и теорий планирования в трудах В. Г. Громана, С. Г. Струмилина и С. Н. Прокоповича.
На примере национального парка «Высокий Тауэрн» рассматриваются некоторые аспекты сохранения традиционной культуры в национальных парках Австрии. Поднятая проблематика является предметом междисциплинарных исследований: истории, этнокультуроведения, этнологического регионоведения, социологии. Актуальность исследования определяется рисками потери самобытности для ряда этносов, необходимостью защиты, сохранения и презентации их традиционной культуры. Особое внимание уделяется вопросам соотношения и возрождения традиционных знаний, обращения к этнической самоидентификации, получения экономической выгоды. Автором прослеживаются пути решения этих проблем на основе анализа накопленного в Австрии опыта организации взаимодействия населения, проживающего на территории национального парка, его руководства, общественности и органов государственной власти через выбор особых социальных технологий, включая «фольклоризм». Особое внимание уделено ориентации экономики страны на увеличение туристического потока. На основе проведенного анализа проблематики автор пришел к выводу, что деятельность национального парка «Высокий Тауэрн» наиболее полно отражает принципы, заложенные Альпийской конвенцией, направленные на развитие рекреационного потенциала территории за счет раскрытия ее историко-культурного потенциала. Опыт национального парка «Высокий Тауэрн» отражает эффективность международных нормативно-правовых документов в сфере устойчивого долгосрочного развития на микроуровне.
Статья посвящена формированию образа такого явления как «Красная угроза» в литературном творчестве директора ФБР Джона Эдгара Гувера. Утверждается, что особое положение в системе исполнительной власти США вместе с определённой популярностью в 30-50 годах XX века сделали Эдгара Гувера и его идеи значимыми как для внутренней политической жизни США, так в некоторой степени и для внешней политики этой страны. Подчеркивается, что издание «Мастера обмана: история коммунизма в Америке и как с ним бороться» стало для своего времени важным идеологическим и политико-философским базисом в формировании мощного антикоммунистического движения в США на фоне Холодной войны. Отмечается, что данная книга представляет собой интерес с точки зрения анализа того, как крупнейшие антикоммунисты Америки понимали сам термин коммунизм , историю и суть классического марксизма, марксизма-ленинизма, революции в России и изменений, произошедших в Советской России после неё, сталинизма и его последствий. Указано, что автор книги не только анализирует важнейшие моменты в истории мирового и российского коммунизма, но и пытается понять, как развивалась коммунистическая идеология в США, кто такие американские коммунисты, каковы их цели и т. д.
Изучаются экономические аспекты подготовки нового Положения об управлении Туркестаном в начале XX века. Актуальность исследования обоснована как неизученностью темы, так и необходимостью выявить предпосылки кризисного положения российской власти в Туркестане накануне революции 1917 года. Представлены результаты анализа проектов комиссий К. А. Несторовского, совещания П. А. Харитонова, предложения сенатора К. К. Палена и туркестанского генерал-губернатора А. В. Самсонова, критика и замечания различных ведомств, инициативы Главного управления землеустройства и земледелия. Особое внимание уделяется правовому регулированию вопроса о земле, переселении. Новизна исследования видится в том, что в нем впервые в динамике прослеживается ход дискуссий и процесс конструирования правовых основ экономической политики империи на окраине в контексте разработки нового Туркестанского положения. Доказано, что Российская империя намеревалась создать условия для ускоренного развития Туркестана в интересах метрополии, но не смогла согласовать противоречивые нужды, урегулировать новые для окраины хозяйственные институты. Подчеркивается, что это проявилось в неудаче многолетней подготовки Положения об управлении краем.
Целью исследования явился анализ состояния промышленного производства в Свердловской области в 1990-х годах и его влияния на обеспеченность населения товарами широкого потребления. Тема актуальна в контексте изучения воздействия кризиса на материальное положение населения. Исследование проведено на материалах, предоставляемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, с привлечением научной и публицистической литературы по данному вопросу. Утверждается, что к падению объемов производства в 1990-е годы привел крах сложившейся за десятилетия системы хозяйственных связей в рамках СССР и Совета экономической взаимопомощи, а также сокращение закупок материалов и комплектующих изделий из стран Запада. Декларируется, что падение объемов производства во всех без исключения отраслях промышленности Свердловской области продолжалось вплоть до 1999 года. Отмечается, что после 1998 года в промышленности региона начался подъем во всех ее отраслях, за исключением топливной. Доказывается, что состояние потребительского рынка в сегменте промышленных товаров для населения не коррелировало с динамикой их производства в регионе. Делается вывод, что глубокий кризис промышленного производства, продолжавшийся до конца 1990-х годов, на рынке товаров широкого потребления был в значительной мере скомпенсирован импортными поставками зарубежного ширпотреба.
В статье поднимается вопрос о реализации религиозной политики в границах Вятской губернии во второй половине XIX века в плане создания религиозно-просветительских организаций для повышения эффективности работы духовенства со старообрядческим и неправославным населением. На основе архивных документов и опубликованных источников рассматриваются история основания и основные направления деятельности Вознесенского братства на территории Сарапульского викариатства, созданного для ведения религиозно-просветительской работы среди местного населения и оказания содействия другим религиозным организациям Вятской епархии. Новизна исследования заключается в том, что комплексное рассмотрение истории и деятельности Вознесенского братства, открытого в Сарапуле в 1892 году, проводится впервые. Автор останавливается на рассмотрении религиозно-просветительской работы Вознесенского братства, которая являлась его основным делом. Сообщается, что члены братства при содействии местного духовенства занимались проведением религиозно-просветительских чтений и бесед, которые пользовались популярностью у местного населения. Отмечается, что данная деятельность на начальном этапе была поддержана со стороны местных властей Сарапула, но с течением времени помощь Вознесенскому братству со стороны местной светской власти стала минимальной. Выяснено, что члены Вознесенского братства и организаторы чтений были вынуждены продолжать свою деятельность за счет материальной помощи жертвователей и поддержки духовенства Вятской епархии.
Статья посвящена истории Комиссии содействия ученым (КСУ) при Совнаркоме СССР, существовавшей в 1931-1937 годах. Сообщается, что КСУ заменила Центральную комиссию по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ), действовавшую при Совнаркоме СССР с 1921 года. Показано, что в первые годы своего существования Комиссия продолжала традиционные направления государственного кураторства над материально-снабженческой, жилищной, досуговой сторонами быта советских ученых (что было характерно для ЦЕКУБУ), а затем, с середины 1930-х годов, Комиссия приобрела новые функции и усилила некоторые из прежних направлений деятельности, ставшие более востребованными в среде научных работников. В числе этих направлений названы, в частности, актуализировавшаяся к этому времени пропаганда научных достижений СССР, обеспечение ученых иностранной научной литературой, улучшение медицинско-санаторного обслуживания высшего слоя научной интеллигенции. Автор статьи утверждает, что Комиссия содействия ученым явилась эффективным инструментом управления советским научным сообществом со стороны тоталитарного государства. Доказано, что она решила в 1930-е годы задачу «покупки» лояльности и преданного служения верхушки научной интеллигенции коммунистической власти в обмен на льготы, привилегии и преференции.
В статье рассматривается ранний этап истории известного сибирского рода мурз Кульмаметевых. Материалом для публикации стали документы центральных, региональных и местных архивов, основным из которых стала поколенная роспись -документ из Государственного архива Пермского края, относящийся к концу XVIII века и содержащий сведения о служилых представителях рода. На основе анализа комплекса различных источников выявлены и уточнены отдельные моменты родословной с конца XVI по XVIII века. Доказано происхождение Кульмаметевых от князя Бегиша эпохи Сибирского ханства. Выявлены имена его сыновей и сыновей Кулмамета, а также их потомков по линии Авазбакея Кульмаметовича, долгое время находившихся на должности голов служилых татар. Показана роль татарских голов Кульмаметевых в управлении аборигенным населением и выстраивании отношений с центральной и местной администрацией. В качестве перспектив исследования подчеркивается значимость полученных результатов для изучения как отдельных значимых представителей тюркского населения Западной Сибири после ее включения в состав Российского государства, так и особенностей формирования верхней страты этого населения, выстраивания отношений между верхушкой служилых татар и русской администрацией.
Анализируется возможность использования визуальных источников в реконструкции повседневных практик колхозного крестьянства периода сталинизма. По мнению авторов, визуальный поворот, произошедший в социогуманитарном познании в последней четверти ХХ века, ставит задачу исследования повседневных практик, ценностного мира и ментальных установок различных социальных субъектов. Они полагают, что без привлечения визуальных источников периода сталинской советской модернизации невозможно реконструировать объективную картину «социального жизненного мира» колхозной деревни в период масштабных социально-экономических трансформаций. На примере изобразительного наследия А. А. Пластова, одного из авторитетнейших советских художников, работающего в русле советского социалистического реализма, реконструируются различные аспекты повседневной жизни советского колхозного села. Исследование направлено на решение ряда вопросов аграрной и социальной истории России, которые до настоящего времени не привлекали должного исследовательского внимания. Отмечается, что советские визуальные источники служили основой конструирования новой советской гражданской идентичности и средством дисциплинирования социальных субъектов. Привлечение наряду с визуальными источниками сведений, извлеченных из традиционных письменных источников (архивных документов и материалов периодических изданий) позволяет обеспечить достоверность и верификацию полученных результатов.
Исследование посвящено наиболее драматичному периоду пребывания российских войск на территории Горного Бадахшана - эпохе гражданской войны в Таджикистане (1992-1997 гг.). Авторы работы постарались преодолеть схематизм и описательный характер историографии рассматриваемой темы. Для этого были привлечены документы из архива Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), данные региональной периодической печати, а также ранее не публиковавшиеся аналитические материалы и фотографии из фондов Центрального Пограничного музея Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В результате изучения противоборствующих сил вместо схватки безликих, монолитных и механически противопоставленных друг другу «русских» и «боевиков» формируется сложная картина взаимодействия различных акторов, вовлекаемых в гущу событий непредсказуемой динамикой контекста. Авторы приходят к выводу о том, что вооруженные силы бывшего «Центра» в определенный момент оказались единственным значимым экономическим агентом, гарантом безопасности и институтом социализации, предотвратившим развитие региона по «афганскому» сценарию.
ISSN 2227-1295 (Online)